Музыкальная студия на столе
 

Прошло не так много времени с тех пор, когда использование компьютеров в музыке считалось экзотикой, а творчество "электронных" групп, таких, как "Kraftwerk" или "Space", -- предметом ожесточенных споров между критиками и любителями музыки. Вспоминаю, как трудно мне было убедить друзей и знакомых в том, что Жан-Мишель Жарр записывает и исполняет свои произведения в одиночку. Для большинства людей компьютеры были тогда чем-то непонятным, чуждым, даже пугающим. "Бездушные железные монстры" и музыкальное творчество казались несовместимыми. Все изменилось за несколько лет. Стремительный прогресс вычислительной техники сделал компьютеры доступными очень многим; их цена постоянно снижается, мощность растет, соответственно увеличиваются возможности и расширяется круг задач, которые "по плечу" персональному компьютеру. Практически все современные композиторы и исполнители обращаются к компьютерам в своем творчестве.

Несколько лет назад я видел фильм, герой которого -- пожилой респектабельный джентльмен тратит солидную сумму на покупку старого кинозала и переоборудование его в небольшой концертный зал; затем он покупает самую дорогую аудиоаппаратуру, компакт-диски с записями классической музыки и ... заняв место за пультом, начинает дирижировать воображаемым симфоническим оркестром. Стать дирижером было мечтой всей его жизни. Возможно, создатели фильма и не подозревали, какое множество людей одержимы подобной мечтой! А пожилой джентльмен не знал, что с приходом компьютерной эры осуществить его мечту будет гораздо проще. Да, сегодня, купив персональный компьютер, вы сможете присвоить себе гордое звание "человек-оркестр", и за те деньги, которых раньше вам хватило бы приблизительно на две трети восьмиканального магнитофона, оборудовать у себя на письменном столе студию звукозаписи, во многом превосходящую ту, в которой записывались Битлз.
 

Настольная студия -- это серьезно?
 

Прежде всего, определимся с терминологией. Что такое "настольная студия"? Первоначально я собирался назвать статью "домашняя студия", но затем решил, что это название не совсем точно соответствует задачам этой рубрики. В самом деле, многие профессиональные музыканты работают "на дому", имея дома аппаратуру стоимостью в десятки тысяч долларов. Многим таким "домашним" студиям могли бы позавидовать студии профессиональные. С финансовой точки зрения "домашнюю студию" такого уровня я бы скорее назвал "дикой студией" -- таких "диких" денег она стоит. В этой статье речь пойдет о сравнительно недорогой (2--4 тыс. долл., включая компьютер) мини-студии на базе персонального компьютера, в которой вполне можно делать демонстрационные записи полупрофессионального качества. Студии такого уровня часто называют "домашними" или "демо-студиями" (ДДС), однако и это определение мне кажется слишком расплывчатым. По поводу слова "домашняя" я уже высказался, а слово "демо" устраивает меня ничуть не больше: на компакт-дисках, прилагаемых к американскому музыкальному журналу "Future Music", публикуются демо-записи такого качества, что они могут дать сто очков вперед "профессиональным" записям многих наших "звезд". Да и стоимость аппаратуры, использованной при записи этих "демонстрашек", существенно превышает установленный нами ценовой барьер. Именно поэтому для обозначения нашей студии я остановился на термине "настольная" (desktop): он довольно широко применяется в зарубежной периодике (нередко можно встретить и термин "настольный музыкант" (desktop musician); он хорошо согласуется с уже привычным термином "настольное издательство" (desktop publishing): примерно те же деньги и аналогичный уровень качества продукта. Кроме того, слово "настольная" можно понимать и буквально -- в подавляющем большинстве случаев студия действительно целиком умещается на небольшом письменном столе.

Многие читатели, особенно профессиональные музыканты, скорее всего усомнятся в том, что такая дешевая и компактная студия пригодна для какой-либо серьезной работы. Не окажется ли покупка стоимостью не в одну тысячу долларов "детской игрушкой"? На что, вообще, способна такая "студия"? Однозначно ответить на этот вопрос нелегко. Прежде всего вам следует определить для себя, какой результат и с каким качеством вы хотите получить. Если музыка для вас -- хобби и вы собираетесь просто "для души" записывать свои произведения на компакт-кассеты, то, скорее всего, такая студия будет соответствовать вашим потребностям на 200 процентов. Если вы -- начинающий музыкант, у вас будет возможность сделать достойную демо-запись, поэкспериментировать со звуком, постичь основы записи и сведения композиций. Если вы трудитесь на радио или телевидении, то вас, безусловно, заинтересует возможность нелинейного многоканального монтажа звука. Даже в том случае, если вы -- профессиональный музыкант и пользуетесь "серьезной" студией, иметь дома ее "настольный" вариант будет небесполезно. Вы сможете не только делать уже упомянутые демо-записи, но и подготавливать сэмплы или MIDI-партии для дальнейшей работы в студии. Несомненно, идея использовать компьютер в качестве многоканального магнитофона также покажется вам весьма интересной: при сопоставимых качестве и цене нелинейный цифровой монтаж записей предоставит вам средства, о которых вы могли бы только мечтать, работая с обычным аналоговым (или даже цифровым) магнитофоном. Кроме того, можно модернизировать аппаратуру, постепенно доводя ее до уровеня профессиональной.

Итак, настольная студия может быть полезна практически всем, кто так или иначе связан с сочинением и записью музыки. Однако большинство обладателей настольных студий -- музыканты-любители. Объясняется это очень просто: для этой категории пользователей настольная студия является единственным приемлемым вариантом по цене и функциональности. Еще один момент: создание музыкальных произведений всегда было коллективным занятием, и только сегодня у композиторов и исполнителей появляется возможность с помощью компьютера пройти весь путь -- от сочинения музыкального произведения до его сведения -- в одиночку (или в составе небольшой группы 2--3 человека). Эта статья ориентирована именно на музыкантов-любителей, хотя она, надеюсь, может представлять интерес и для профессионалов. В ней я расскажу о самом главном: "что есть что" в музыкальной настольной студии. В последующих публикациях будут рассмотрены более конкретные вопросы: как оборудовать свою настольную студию, подобрать аппаратуру и программное обеспечение, выбрать компьютер, заставить все это работать вместе. Но прежде, чем обратиться к чисто техническим вопросам, хотелось бы дать несколько советов.
 

Советы постороннего
 

Возможно, вы не привыкли прислушиваться к чужим советам. Что ж, тогда можете спокойно перейти к следующему разделу. Мои советы адресованы тем, кто не очень любит учиться на своих ошибках, предпочитая учиться на ошибках предшественников. И это правильно, так как почти все, кто создает свою настольную студию (в том числе ваш покорный слуга) допускают приблизительно одинаковые промахи. Прежде чем предпринять дальнейшие шаги, обдумайте следующие моменты:

Ну, вот, с грузом полезных советов на плечах вы стоите перед дверью в студию. Давайте откроем ее и заглянем внутрь.
 

Путешествие в Студию
 

Оглядимся. Что-то не так... А где компьютеры? Правильно, компьютеров нет. Пока нет. Мы с вами в студии "докомпьютерной" эры. Не беспокойтесь, мы здесь ненадолго. Просто для того чтобы разобраться, что к чему в настольной компьютерной студии, важно понять основные моменты технологии звукозаписи. Итак, что бы мы делали, если бы были вынуждены обходиться без компьютеров.

На первом этапе (запись) звук (инструментальные и вокальные партии) снимается микрофонами (или звукоснимателями, например в случае электрогитары). Каждая партия записывается на отдельную дорожку (канал) многоканального магнитофона. Нередко между источником звука и магнитофоном включается дополнительная обработка. Так, гитарная партия может быть "пропущена" через гитарный эффект-процессор (distorsion, overdrive), голос -- через ревербератор и/или динамическую обработку (compressor/gate/limiter). Такой способ подключения эффектов называют подключением "в разрыв" (insert).

На втором этапе (сведение) дорожки через микшер сводятся в стереопару. Роль микшера здесь -- выровнять уровни сигналов (попросту говоря, громкость) на дорожках в нужной пропорции. В большинстве микшеров на каждом канале есть эквалайзер для коррекции тембра. Кроме того, многие микшеры имеют специальные входы/выходы для подключения дополнительной обработки (эффект-процессоров). С каждого канала определенная часть сигнала может быть послана на процессор через выход, который, за неимением лучшего русскоязычного термина, именуют уродливым словом "посыл" (send). Обработанный сигнал приходит обратно через вход "возврат" (return) и смешивается с оригинальным необработанным (его еще называют "сухим" -- dry) сигналом. Такая схема подключения позволяет использовать один и тот же процессор эффектов для всех каналов без перекоммутации и обрабатывать сигналы с разных каналов в нужной пропорции. Например, имея один процессор эффектов, вы сможете добавить немного реверберации на гитару, чуть больше -- на вокал и совсем без реверберации слушать барабаны. Обработку такого типа называют поканальной. Запомните этот термин -- он еще не раз вам встретится.

Обработанные и сведенные в сереопару дорожки могут быть пропущены еще через одну ступень обработки -- мастер-эффекты. В связи с тем, что через них проходит уже сведенная стереопара (следовательно, уже нельзя обрабатывать отдельные дорожки -- только все вместе), обработка такого типа называется глобальной. Полученную в результате стереопару можно прослушать через акустические системы (мониторы), внести необходимые изменения и в конце концов записать на обычный стереомагнитофон.

Пока все вроде бы ясно: играй на инструментах, накладывай вокал, обрабатывай, своди, наслаждайся результатом творчества. Так все и происходило в течение многих лет. Да и сегодня, если вы по какой-либо причине не желаете работать с компьютером (предположение, конечно, глупое: в этом случае вы вряд ли стали бы читать этот журнал), ничто не мешает вам обратиться к этой схеме. Правда, многоканальные магнитофоны довольно дороги (2--15 тыс. долл.), но существуют и дешевые магнитофоны (400--500 долл.), записывающие 4--8 дорожек на обычную компакт-кассету. Обычно они интегрированы с небольшими микшерами, довольно компактны (они даже называются "портастудиями" -- от "портативная") и вполне умещаются на столе. Так что можно представить себе настольную студию и без компьютера. Остается только одна маленькая проблема: вы должны уметь играть на всех инструментах от барабанов до духовых. Видимо, по этой причине альбомы музыкантов-одиночек в прежние времена были редкостью. Но тут появился синтезатор... и все изменилось.
 

Синтезатор -- герой нашего времени
 

Синтезатор, без сомнения, можно считать одним из самых значительных изобретений нашего времени. Первые синтезаторы были чисто аналоговыми устройствами. Вот почему у многих слово "синтезатор" ассоциируется с "космическими" звуками, которых не бывает в природе. Благодаря синтезу уникальных звуков возникли новые стили и направления современной музыки. Следующим этапом эволюции было создание цифровых синтезаторов, которые с большим успехом имитировали звучание реальных музыкальных инструментов. Это предоставило музыкантам, владеющим только одним инструментом, возможность записывать все необходимые в аранжировке партии. Именно поэтому роль синтезатора в настольной студии трудно переоценить -- не так много "настольных музыкантов" являются мультиинструменталистами.

Вообще, разговор о синтезаторах заслуживает если не целой книги, то отдельной статьи -- это точно. Здесь же мы остановимся только на самых важных моментах, без знания которых трудно правильно выбрать синтезатор, соответствующий вашим потребностям. Даже если в ваши планы не входит покупка синтезатора, не забывайте, что практически все звуковые платы снабжены встроенным синтезатором (многие даже двумя) и все, что мы рассмотрим в этом разделе, применимо и к ним. Вот основные характеристики синтезатора.

Метод синтеза звука. Он определяет, каким образом синтезатор создает звук, и от него зависит характер звучания синтезатора в целом. Перечислим методы синтеза звука:

Во многих синтезаторах используется комбинация рассмотренных выше методов. Большинство "волновых" (как же я не люблю этот термин!) синтезаторов, например, комбинирует технологию воспроизведения сэмплов с последующей "доработкой" звука при помощи фильтров и низкочастотных модуляторов. Такую комбинацию называют методом S + S (sampling + synthesis, сэмплирование плюс синтез). В дальнейшем под "синтезатором", я буду подразумевать инструмент именно такого типа.

Полифония. Определяет, сколько звуков (нот, голосов) может воспроизвести синтезатор в каждый момент времени. Так, для того чтобы сыграть мелодию "одним пальцем", достаточно монофонического инструмента (полифония = 1), чтобы взять аккорд из трех нот -- трехголосного синтезатора и т. д. Старые и современные аналоговые синтезаторы являются в большинстве своем одноголосными, поскольку для добавления каждого голоса приходится практически еще раз повторять всю звукогенерирующую часть синтезатора (недешевое удовольствие!). По той же причине новейшие инструменты, построенные по принципу физического моделирования, как правило, одноголосные. Для современных "волновых" синтезаторов стандартной является 32-голосная полифония. Многие старые инструменты имеют 16--28-голосную, а новейшие -- 48--64-голосную полифонию. Не следует думать, однако, что двукратное увеличение полифонии ведет к двукратному увеличению цены: многие модели 64-голосных синтезаторов стоят меньше тысячи долларов.

Мультитембральность. Определяет, сколько различных звуков (на этот раз инструментальных партий) может воспроизвести синтезатор в каждый момент времени. Если, допустим, вы хотите записать композицию, в которой будет партия барабанов, бас-гитары и фортепиано, ваш синтезатор должен обладать мультитембральностью, равной трем. Большинство современных "волновых" синтезаторов имеют мультитембральнось в 16 партий. Некоторые старые синтезаторы могут иметь мультитембральность 8, немногие из новейших синтезаторов -- 32. В принципе, делать модели с мультитембральностью больше 16 не имеет особого смысла, так как, с одной стороны, существует ограничение на полифонию, с другой -- по одному MIDI-порту может передаваться не более 16 каналов (таково ограничение стандарта MIDI, о котором мы поговорим позже).

Количество звуков. Тут, вроде, все ясно. Чем больше звуков, тем лучше, если, конечно, количество не идет в ущерб качеству. Одно только уточнение: хороший синтезатор должен иметь возможность создания новых (и/или модификации имеющихся) звуков. Аналоговые синтезаторы, в принципе, способны синтезировать бесконечное разнообразие звуков, вот почему их лучше характеризует критерий "количество пресетов", т. е. количество звуков, которое синтезатор способен хранить в памяти. Почти для всех синтезаторов более информативной является следующая характеристика.

Объем памяти. Принципиально важная характеристика для цифровых синтезаторов. Обычно, когда говорят об объеме памяти волнового синтезатора, имеют в виду память, используемую для хранения образцов звука -- сэмплов. Как правило, чем больше размер памяти, тем больше количество звуков (вернее, базовых сэмплов) и/или тем выше их качество. Все логично. Однако создание звуков -- это искусство, даже магия, неудивительно, что существуют инструменты, которые при скромном объеме памяти генерируют звуки такого качества, которого конкуренты не могут достичь простым ее увеличением. Такие инструменты становятся "классикой жанра". Поэтому никогда не выбирайте синтезатор, только взглянув на таблицу характеристик, -- обязательно послушайте хотя бы некоторые звуки или демонстрационную мелодию.

Если же говорить о "сухих цифрах", то современные модели синтезаторов имеют "на борту" от 4 до 32 Мбайт памяти. Кроме "памяти сэмплов" (sample memory) часто указывают объем "памяти программ" (program memory), т. е. сколько звуков (пресетов), полученных из базовых сэмплов, способен хранить инструмент. Пресеты могут храниться в постоянной памяти (ПЗУ) или оперативной (ОЗУ). Во втором случае их можно модифицировать или перезагружать. Минимальное требование по памяти пресетов для современного инструмента, установленное всемирным стандартом General MIDI (GM), -- 128 звуков. Многие инструменты вместо (или помимо) банка GM содержат другие банки пресетов, число звуков в которых может достигать нескольких сот.

Возможность расширения памяти. Вообще этот вопрос можно было рассмотреть в рамках предыдущей характеристики, но лучше поговорить о нем отдельно. Дело в том, что память сэмплов, как и память программ, может располагаться и в ПЗУ, и в ОЗУ. Набор сэмплов, хранящихся в ПЗУ синтезатора нельзя изменить, нельзя добавить новые сэмплы. Конечно, базовые сэмплы -- это всего лишь "сырье" для создания звуков, смешивая их между собой, модифицируя с помощью фильтров и модуляторов (помните, это называется S + S), вы можете получить в итоге звук, весьма отдаленно напоминающий оригинал. Но создать принципиально новый звук, не основанный ни на одном из базовых сэмплов, вы не сможете. Например, если в вашем синтезаторе нет хорошего звука скрипки, то единственный выход -- пригласить скрипача. Впрочем, в некоторые модели включен специальный разъем (слот) для дополнительных ПЗУ-карточек, покупая которые, вы можете значительно расширить возможности своего инструмента. Однако такие карточки, как правило, довольно дороги, кроме того, для разных моделей обычно нужны разные карточки. Второй вариант -- хранение сэмплов в ОЗУ -- снимает все эти проблемы: содержимое ОЗУ можно изменить в любой момент. Синтезаторы, использующие для хранения сэмплов оперативную память, называются сэмплерами. Как правило, сэмплеры стоят дороже обычных синтезаторов, но звуковые библиотеки для них (на дискетах иди CD-ROM) -- не дороже, чем карточки ПЗУ, а число предлагаемых ими звуков почти всегда больше. Для наиболее популярных сэмплеров (AKAI, Ensoniq, Roland, Emulator) существуют десятки тысяч звуков. Ни один основанный на ПЗУ синтезатор, конечно, не обладает подобной "материальной базой". Но сэмплеры могут создавать и новые сэмплы, записывая в цифровой форме внешний сигнал. Недостатком сэмплеров является необходимость каждый раз заново загружать звуки (содержимое ОЗУ, конечно, теряется при выключении устройства), что требует времени. Кроме того, содержимое ПЗУ-синтезаторов всегда тщательно "полируется" перед выпуском в серию, поэтому при одинаковом объеме памяти звуки в синтезаторе могут быть гораздо лучшего качества. Отмечу также, что существуют инструменты, которые имеют и ОЗУ, и ПЗУ одновременно, сочетая преимущества обоих подходов.

Структура секции синтеза. Об этом можно говорить очень долго, но постараюсь изложить суть в двух словах. Как уже было сказано, в большинстве синтезаторов сегодня используется технология S + S. На первом этапе воспроизводится образец звука (сэмпл), на втором -- звук изменяется с помощью управляемых фильтров и усилителей и различного рода модуляторов и генераторов огибающих. Управляемый усилитель отвечает за громкость звука, фильтр -- за тональную окраску, модуляторы обеспечивают периодическое изменение какого-либо параметра во времени. Гибкость схемы взаимодействия этих компонентов друг с другом и определяет мощность синтезатора. Простой пример: вы нажимаете на клавишу синтезатора -- слышите звук. Нажимаете клавишу сильнее -- звук становится громче и ярче. Это кажется естественным, но на самом деле происходит следующее: клавиатура передает в синтезатор номер нажатой клавиши и число, соответствующее скорости нажатия на нее; в зависимости от значения этого параметра управляемый усилитель изменяет амплитуду (делает звук громче), а фильтр изменяет значение так называемой частоты среза (пропускает больше высоких частот, делая звук ярче). Возможно, вы сумеете запрограммировать синтезатор так, чтобы все было наоборот. Для получения, предположим, эффекта тремоло, вы можете выход низкочастотного генератора (который генерирует с небольшой частотой -- 0,1--1 Гц, периодический сигнал определенной формы, например синусоидальную волну) подать на управляющий вход управляемого усилителя, который будет изменять громкость в определенных пределах с частотой, равной частоте этого сигнала. В свою очередь, низкочастотный генератор (Low-Frequency Oscillator, LFO) можно запрограммировать таким образом, чтобы частота синусоиды на его выходе зависела от значения какого-либо контроллера, например той же самой скорости нажатия. В этом случае частота тремоло будет зависеть от того, насколько сильно вы нажмете клавишу. Таких "хитростей" может быть сколько угодно, и чем их больше, тем мощнее секция синтеза, тем более интересный звук можно получить. Так, классический синтезатор Wavestation фирмы Korg, имеющий оригинальный метод синтеза -- wave sequencing, дает потрясающие синтетические звуки. Однажды услышав Wavestation, вы ни с чем не спутаете его звучание.

И еще одно замечание: многие синтезаторы снабжены так называемыми резонантными фильтрами. Резонантный фильтр -- это фильтр высоких частот, который в точке среза имеет резонансный пик (в отечественной электронике -- "добротность"). Именно возможность управления резонансом придает звуку специфическую "электронную" окраску и позволяет плавно изменять яркость звука. Особенно это необходимо тем, кто пишет музыку в стиле "техно", практически весь этот стиль построен на использовании резонантного фильтра. Некоторые синтезаторы имеют обычный высокочастотный фильтр (без резонанса) или не имеют фильтра вовсе.

Количество аудиовыходов. Многие модели синтезаторов помимо основной стереопары содержат дополнительные аудиовыходы. Такие синтезаторы позволяют определить, по какому из выходов будет звучать та или иная партия. Например, можно воспроизводить партию акустической гитары через дополнительный выход 1, фортепиано -- через выход 2, а барабаны и бас -- через главную стереопару. Главное преимущество синтезатора с дополнительными выходами очевидно: каждый выход можно подать на отдельный вход микшера и отдельно обработать с помощью эффект-процессоров (поканальная обработка). Это дает большую гибкость на стадии сведения. Особую роль дополнительные выходы играют в синтезаторах, в которых отсутствует встроенная обработка. Нельзя не отметить, что дополнительные выходы стоят немалых "дополнительных" денег, так как добавление каждого из них означает добавление еще одного цифро-аналогового преобразователя (ЦАП). ЦАПы -- очень сложные и дорогие компоненты, на них приходится львиная доля стоимости синтезатора. Но экономить на них не следует, так как общее качество звучания инструмента во многом определяется именно качеством цифро-аналоговых преобразователей.

Наличие встроенных эффектов. В большинстве современных инструментов имеется встроенная обработка; многие модели синтезаторов и сэмплеров (в том числе интегрированные в звуковые платы) содержат по два-три процессора эффектов (иногда даже больше). Рассматривая встроенную обработку, нужно оценивать общее количество и качество эффектов, а также схему подключения процессоров. Для инструментов, имеющих не более двух выходов (одной стереопары), особенно важно наличие возможности независимой поканальной обработки. Некоторые синтезаторы, кроме того, обладают средствами для изменения схемы подключения эффект-процессоров к звуковой шине. Например, можно выбрать схему, при которой два процессора подключены по схеме "посыл/возврат", а можно один из них сделать "мастер-эффектом".

Аудиопараметры. Любой синтезатор по существу представляет собой звуковоспроизводящее устройство. А значит, к нему применимо все многообразие характеристик, описывающих качество звука: отношение сигнал/шум, диапазон воспроизводимых частот, коэффициент нелинейных искажений и т. д. Рассмотрение этих характеристик выходит далеко за рамки этой статьи. Отмечу только, что отношение сигнал/шум -- наиболее важный параметр, его обязательно надо принимать во внимание. Каким бы "навороченным" ни был ваш синтезатор, если он шумит -- ни о каком качестве звука речь уже не идет. Имейте в виду, что синтезаторы, интегрированные в звуковые платы, почти всегда шумят больше, чем "отдельно стоящие" инструменты. Причина этого очевидна: на установленную внутри компьютера звуковую плату действует множество помех от других компонентов компьютера -- от дисков до вентиляторов. Выдержать в таких условиях достойное отношение сигнал/шум -- весьма сложная инженерная задача.

Управление. Этому фактору часто не придают значения. И напрасно! Ваш синтезатор может обладать большим количеством прекрасных звуков, великолепным качеством звучания и широчайшими возможностями по редактированию и синтезу звуков, но... Если доступ ко всему этому богатству осуществляется через две-три кнопки на передней панели и маленький ЖК-индикатор, работа с инструментом вряд ли доставит вам удовольствие. Для того чтобы облегчить пользователю доступ к "мозгам" синтезатора, многие фирмы поставляют в комплекте специальные программы -- называемые редакторы/библиотекари, представляющие все параметры синтезатора на экране компьютера в удобной графической форме. Существуют также универсальные (способные работать с множеством разных моделей) редакторы/библиотекари, выпускаемые третьими фирмами. Для синтезатора, расположенного на звуковой плате, наличие такой программы жизненно необходимо, так как кнопочек на передней панели у него нет, "в связи с отсутствием таковой" (как докладывал старший помощник Лом в "Приключениях капитана Врунгеля"). Если управляющая программа не входит в комплект программного обеспечения, поставляемого с платой, стоит задуматься, насколько серьезно фирма-производитель относится к своему детищу. Отметим, что такие программы всегда аппаратно-зависимые, т. е. невозможно программу, разработанную для одного синтезатора, использовать с другим.

Клавиатура. Здесь нужно учитывать два фактора: качество механики и количество клавиш и полагаться только на свое субъективное мнение. Количество октав и качество механики следует выбирать таким образом, чтобы вы чувствовали себя комфортно, и играя на инструменте, и расплачиваясь за него. Если вы не очень сильны в игре на фортепиано, вам вполне хватит пяти (или даже четырех) октав. Опытные же "игроки" всегда знают, какой минимальный диапазон клавиатуры для них приемлем. Критерий выбора качества механики еще проще: пробегитесь по клавишам, возьмите пару аккордов. Если вам нравится ощущение от нажатия -- все в порядке. Если случилось так, что вам понравились звуки какого-либо синтезатора, но его клавиатура разочаровала вас, не стоит огорчаться: сегодня большинство моделей выпускается как со встроенной клавиатурой, так и без нее. "Бесклавиатурные" модели называются "рэковыми" (от английского rack -- стойка для аппаратуры), или, на профессиональном жаргоне музыкантов -- "мозгами". Так что вы можете элементарно решить проблему, купив "мозги" от любимого синтезатора и MIDI-клавиатуру (контроллер).

Ну, с синтезаторами, вроде, разобрались. В последующих статьях мы поговорим о том, как выбрать синтезатор (отдельный или интегрированный со звуковой платой) и о некоторых моделях, "вписывающиеся" в ценовые рамки настольной студии. Однако нельзя не сказать о той роли, которую синтезаторы сыграли в истории развития современной музыкальной культуры: именно они инспирировали изобретение секвенсоров и стандарта MIDI. Об этом стоит поговорить подробнее.
 

МИДИтация
 

Разговор о секвенсорах и MIDI мы ведем уже в другой студии. Действительно, эти два изобретения преобразили ставшую уже "родной" схему и во многом изменили облик современной студии.

Многодорожечная запись, без сомнения, вещь удобная. Так, можно несколько раз сыграть одну и ту же партию, записать варианты на разные дорожки, а потом выбрать лучший. Но что делать, если вы допустили при записи всего одну ошибку? Переписывать всю партию заново? От этой ужасной перспективы вас избавило изобретение секвенсора. Идея очень проста: секвенсор запоминает нажатия на клавиши синтезатора. Таким образом, в памяти секвенсора информация хранится в виде событий типа "клавиша номер 65 нажата в первой четверти 34 такта" или "клавиша номер 47 отпущена в четвертой четверти 42 такта". Великий Бах сказал однажды, что играть на органе очень просто, нужно только нажимать нужную клавишу в нужный момент! Тогда это звучало как шутка. Сегодня на этом принципе основана работа всех секвенсоров. Если при записи вы сделали ошибку, это значит, что вы просто нажали не ту клавишу или нажали ее не в тот момент. Что может быть проще: измените номер нажатой клавиши, и вы измените высоту тона, скорректируйте время нажатия... И вот все нужные клавиши нажаты в нужный момент! Безупречное исполнение!

Постепенно синтезаторы становились все сложнее, при записи событий приходилось учитывать множество факторов, например скорость нажатия или отпускания клавиши. Соответственно, секвенсоры, становились все более сложными и дорогими устройствами. Ситуация усугублялась еще и тем, что каждый производитель синтезаторов делал свои собственные секвенсоры, совместимые только со своим музыкальным оборудованием. Так что, если вы были, допустим, обладателем синтезатора Roland, то и секвенсор могли использовать только Roland'овский. А если у вас два синтезатора разных фирм? Три? Четыре?.. Четыре секвенсора, каждый из которых надо программировать отдельно...

Нелепость ситуации была понятна всем, и в начале 80-х годов произошло уникальное (не побоюсь этого слова!) событие: ведущие фирмы -- производители музыкального оборудования, непримиримые конкуренты собрались вместе и договорились о едином стандарте -- MIDI (Musical Instrument Digital Interface -- цифровой интерфейс музыкальных инструментов). По-моему, MIDI является образцом мирового стандарта. Вспомните мороку с "евророзетками", проблемы с компьютерными стандартами ("только Adaptec -- настоящий SCSI"), целый список интерфейсов CD-ROM. В моем компьютере, например, если к разным каналам интерфейса IDE подключить одинаковые диски Quantum, то данные на всех дисках читаются и пишутся с ошибками (это к вопросу о стандарте IDE)! Так вот, если на разъеме написано "MIDI" -- это всегда только MIDI, и ничего другого. Никогда еще не было, чтобы одно MIDI-устройство самовольно отказалось "разговаривать" с другим.

Раз уж мы заговорили о MIDI, я не упущу случая рассмотреть несколько важных моментов. Запомните: по MIDI не передается собственно звук. Передаются только команды -- информация о том, какой звук в какой момент должен прозвучать. Последовательность команд может выглядеть следующим образом: на канале номер 1 установить громкость 100 условных единиц (прямо как в банке!), на канале номер 1 переключиться на банк звуков (опять банк!) номер 2, выбрать звук номер 86, в момент времени такой-то клавишу номер 121 нажать со скоростью 105 у. е., в момент времени такой-то клавишу номер 86 отпустить и т. д. Условно говоря, электронный "музыкант" каждый раз заново проигрывает свою партию по своим электронным "нотам". Хотим что-то изменить в аранжировке -- вносим изменение в ноты. Хотим ту же самую партию доверить другому инструменту -- просто вручаем те же "ноты" другому "музыканту" (вернее, вручаем музыканту другой инструмент). Что дает нам такой подход? Возможность легко исправлять ошибки (что очень важно: далеко не каждый обладатель настольной студии обладает виртуозной техникой игры на инструменте), изменять темп аранжировки, транспонировать всю аранжировку в другую тональность (просто прибавляем к номеру каждой нажатой клавиши двойку, и все звучит на два полутона выше) и т. д. Кроме того, аранжировку, записанную в MIDI, очень легко представить в виде нотной записи (суть одна и та же -- когда какую клавишу нажать!); есть и другие, зачастую более понятные (особенно для непрофессиональных музыкантов), способы отображения информации.

Преимущества от использования MIDI очевидны: теперь в студии можно установить несколько синтезаторов (ритм-машины тоже отнесем к синтезаторам, в принципе это одно и то же), управлять ими при помощи одного контроллера (клавиатуры или, например, MIDI-гитары). Все синтезаторные партии можно записывать и редактировать при помощи секвенсора, и, самое главное, теперь их не обязательно записывать на магнитофон -- таким образом мы экономим дорожки на "многоканальнике". Это очень важно, так как цена магнитофона существенно возрастает с увеличением количества дорожек, а секвенсор -- относительно недорогое устройство. Он "возьмет на себя" часть дорожек, проигрывая различные партии по разным MIDI-каналам.

Стоп, кажется, встретился новый термин -- "MIDI-канал". И, признайтесь, вам хотелось бы узнать, как можно управлять несколькими синтезаторами с помощью одного секвенсора?
  
 Вам уже известно, что такое мультитембральный синтезатор. Если синтезатор способен "исполнять" несколько партий различными звуками, то мы должны иметь возможность указывать, какой звук для какой партии использовать и какие "ноты" к какой партии относятся. Как это сделать? Создать параллельный интерфейс и передавать данные о каждой партии по своему проводнику? Нет, это слишком дорого и не слишком надежно. Разработчики MIDI, конечно, поступили по-другому -- MIDI является интерфейсом последовательного типа. Это техническое решение позволило снизить стоимость аппаратуры и повысить надежность соединений, а в качестве разъема использовать известный европейский аудиостандарт DIN, который мы называем "пятиштырьковым". А проблема "партийной принадлежности" решается гораздо проще -- в каждой MIDI-команде (кстати, команды MIDI принято называть MIDI-событиями) содержится информация о номере партии. Принимая команды, синтезатор "сортирует" их в соответствии с этим номером, называемым номером MIDI-канала. В стандарте MIDI предусмотрена возможность использовать до 16 каналов, т. е. по одному MIDI-порту (проще говоря, MIDI-выходу) можно передавать информацию о 16 партиях. Вся информация передается по одному "проводу", но синтезатор или другое MIDI-устройство, принимающее ее, интерпретируют информацию о каждом канале (номер звука, громкость, панораму, сообщения о нажатии/отпускании клавиш -- "MIDI-ноты") независимо. Когда, например, приходит команда типа "установить громкость 100 на канале 3 ", все последующие ноты, с номером канала 3 (можно было бы сказать "относящиеся к партии номер 3"), будут звучать с указанной громкостью.

Постойте, но если интерфейс MIDI последовательный, то команды должны следовать друг за другом. В один и тот же момент времени по такому интерфейсу нельзя передать две или более команды -- на то он и "последовательный". А если нам захочется (а нам обязательно захочется!) нажать на клавиатуре несколько клавиш одновременно -- взять аккорд? А если барабан должен играть "в унисон" с басом? Что получится, ведь соответствующие команды поступят на синтезатор друг за другом с некоторой задержкой? Как ни парадоксально, дело обстоит именно таким образом! Задержка действительно будет иметь место, только величина этой задержки ничтожно мала, и человеческое ухо не в состоянии определить ее наличие. Строго говоря, любой аккорд, передаваемый по MIDI, превращается в арпеджио. Но это очень быстрое арпеджио -- между нотами всего несколько миллисекунд. Так что успокойтесь, никто не услышит задержки, да и вам вряд ли удастся взять аккорд так, чтобы все клавиши были нажаты одновременно -- все равно обязательно будет миллисекундная разница.

Все это здорово, но что делать, если у вас два (три, четыре...) синтезатора? Как заставить их вместе исполнять музыкальное произведение? Еще раз посмотрите на рис. 3. Практически у каждого современного синтезатора есть на задней или передней панели три MIDI-разъема. Назначение первых двух, вроде бы, понятно. MIDI in -- это входной разъем, через который синтезатор принимает команды. MIDI out -- это выходной разъем на тот случай, если вы с этого синтезатора будете управлять другим. А что такое MIDI thru? Здесь все тоже довольно просто: это "сквозной" выход, через который сразу выходит вся информация, приходящая на MIDI in. Таким образом, вы можете составить из синтезаторов "MIDI-цепочку": первый синтезатор принимает информацию от секвенсора и ее точную копию передает через MIDI thru соседу по цепочке и т. д. Каждый мультитембральный синтезатор позволяет установить, какой из MIDI-каналов надо озвучивать, а какой -- оставить без внимания. Например, первый синтезатор будет играть партии фортепиано и гитары по каналам 1 и 4, второй -- партии баса и духовых по каналам 8 и 9, а третий -- барабаны по 10-му каналу (кстати, по стандарту General MIDI для барабанной партии зарезервирован именно канал номер 10). И это вас не устраивает? В самом деле, такой подход годился для старых инструментов с мультитембральностью 8 партий, а у вас -- два современных "красавца", способные играть по всем 16-и каналам сразу. Что ж, ваше нежелание использовать оба инструмента "в половину мощности" вполне понятно. В таком случае вам придется купить секвенсор с многопортовым MIDI-интерфейсом. Не пугайтесь нового слова, просто у него будет несколько независимых MIDI-выходов (портов), каждый из которых имеет свои 16 каналов. Программируя секвенсор, вы просто будете указывать, на какой из портов отправлять команды. Единственная небольшая проблема заключается в том, что стандарт MIDI описывает только один порт, поэтому каждый секвенсор, будь то аппаратная реализация или компьютерная проограмма, реализует "многопортовость" по-своему. Это может доставить некоторые неудобства при переносе информации из одного секвенсора в другой. Впрочем, эта задача встает не так часто, и обычно ее не так трудно решить.

И, все-таки, почему мы придаем такое значение MIDI, почему мы выделили отдельную команту для студии, оснащенной MIDI-синтезаторами? Все, что мы видели, можно было продемонстрировать и в "комнате номер один". Есть ли что-нибудь принципиально новое во второй студии? Да! Появление MIDI произвело на студийный мир эффект, подобный тому, который произвела Октябрьская революция на земной шар: мир раскололся надвое. MIDI-секвенции и аудиозапись реального звука -- это две совершенно различные сущности, два различных метода записи, за которые -- и это самое главное -- в студии отвечают разные устройства. Вы не сможете сделать запись в формате MIDI на магнитофон (аналоговый или цифровой), точно так же, как не сможете записать вокальную партию в память секвенсора. И основная проблема в том, что они должны работать вместе. Ну, что же, в чем, собственно, проблема? Записываем основу аранжировки с помощью секвенсора, затем прослушиваем секвенцию, записывая параллельно голос и/или гитару, потом накладываем еще один голос и т. д. В чем тут "новизна"? Ах, да, теперь у нас два "записывающих" устройства! Что это меняет? Нужно только синхронно запускать их на запись/воспроизведение, и все! Синхронно... Кстати, на рис. 2, была, кажется, тонкая пунктирная линия с надписью "синхронизация"? Это как раз для обеспечения одновременного запуска секвенсора и магнитофона, да?

Постойте... не хотелось огорчать вас, но раз уж вы сами все разглядели... Вы затронули, возможно, не подозревая об этом, одну из самых больших проблем в нашей студии -- проблему синхронизации MIDI и аудиозаписи. Мне, как и вам, в свое время казалось, что если записать, скажем, MIDI-партию, а затем синхронно с ней -- аудиозапись, то единственной проблемой будет одновременный запуск секвенсора и магнитофона при следующем прослушивании (или записи). Увы, все не совсем так! Магнитофон всегда имеет некоторые перепады скорости при перемотке ленты, а секвенсор может иметь нестабильную скорость проигрывания. При отдельном прослушивании эти погрешности невозможно заметить (если, конечно, у вас не самый плохой магнитофон), но при совместной работе... Поверьте мне на слово: самое большее через десяток тактов вы заметите, что запись "разошлась". Выход есть: одно из устройств (ведущее, или master) должно непрерывно генерировать сигнал для синхронизации, а другое (ведомое, slave) -- подстраиваться под него. В нашем случае магнитофон, очевидно, должен быть ведущим (не так просто подстраивать скорость лентопротяжного механизма "на ходу"), а секвенсор -- ведомым (как чисто электронному устройству, ему легче регулировать свою скорость). Тут "выплывает" еще одна проблема: магнитофон -- чисто аналоговое устройство, воспроизводящее аналоговый сигнал, а секвенсор -- цифровое, способное принимать и передавать только "цифру". Устранить эту проблему было "поручено" стандарту синхронизации SMPTE (произносится "симпти"), что означает Society of Motion Picture and Television Engineers -- Стандарт общества теле- и киноинженеров. Стандарт SMPTE был изначально предназначен для синхронизации видео- и аудиоустройств (именно поэтому частоту синхросигнала до сих пор измеряют в "кадрах в секунду").

Решение воспользоваться существующим стандартом выглядит вполне разумным, тем более, что суть проблемы одна и та же. При применении SMPTE на магнитофоне отводится для синхронизации одна дорожка. На эту дорожку перед записью прописывается аналоговый синхросигнал (лента как бы "форматируется"), который затем воспроизводится через отдельный аудиовыход. Этот сигнал преобразуется с помощью специального устройства--конвертора в последовательность MIDI-команд, называемых MTC (MIDI Time Code). Получая по MIDI временной код MTC, секвенсор подстраивает свой ритм под него. Все сказанное в большей степени относится к аналоговому магнитофону, но, если вы думаете, что это не касается цифровых магнитофонов или систем цифровой записи на жесткий диск, то глубоко заблуждаетесь. Единственное преимущество цифровых аппаратов в плане синхронизации в том, что большинство из них могут напрямую генерировать код MTC, не задействуя при этом аудиодорожки.

Я мог бы рассказать о MIDI еще много интересного, но вижу, что вы с нетерпением поглядываете на следующую дверь с надписью "Настольная студия". Признаю, мы задержались в "докомпьютерной" эпохе немного дольше, чем планировали.

Суета вокруг компьютера

Вот мы и добрались до нашей компьютерной настольной музыкальной студии. Многое здесь будет не так, как в "докомпьютерных" студиях, о которых мы говорили в предыдущей статье, но все, что вы о них узнали, вам сейчас очень пригодится.

Что главное в "настольной" студии? Конечно, стол! Вот он. Достаточно большой и удобный. На столе небольшой микшер. В этой коробочке - звуковой модуль, те самые "мозги" для синтезатора, о которых я уже рассказывал. Нам понадобится еще MIDI-клавиатура и микрофон, мы ведь собираемся записывать вокальные партии. Не забудем и про абсолютно необходимые вещи - соединительные шнуры. А вот и главный персонаж нашей студии - красавец с цветным монитором, большим объемом дисковой и оперативной памяти и процессором Pentium внутри.

Конечно, компьютер сам по себе еще не студия звукозаписи, но ведь и вы тоже не сразу научились говорить, тем более петь. Правда, компьютеру, в отличие от вас, не понадобится несколько лет, для того чтобы "научиться" играть на музыкальном инструменте... К тому же с помощью дополнительных приспособлений - плат расширения - мы всегда можем "расширить кругозор" нашего компьютера. Давайте подумаем, какие функции может выполнять компьютер в нашей студии.

Звук, который мы слышим, имеет аналоговую природу, а компьютеры - чисто цифровые устройства, способные работать только с цифровыми (дискретными) данными. Из всего, что мы видели в предыдущих комнатах-студиях, цифровую природу имеет лишь интерфейс MIDI, а потому легче всего обеспечить взаимодействие компьютера с MIDI-устройствами! Нам понадобится только средство сопряжения (электрического и логического) компьютера и MIDI. Такие устройства, называемые компьютерными MIDI-интерфейсами, выпускаются как в виде плат расширения, монтируемых в корпус компьютера, так и "коробочек", подключаемых снаружи к последовательному или параллельному порту. Теперь компьютер и, например, синтезатор могут обмениваться MIDI-командами, а значит, наш "красавец" может играть роль... секвенсора, но реализованного программно.

Это сразу дает нам несколько преимуществ. Во-первых, у хорошей программы-секвенсора гораздо более удобный пользовательский интерфейс, поскольку для отображения информации применяется большой цветной монитор компьютера, а не жалкий алфавитно-цифровой экранчик аппаратного секвенсора. Во-вторых, аппаратный секвенсор всегда имеет ограничение на количество хранимых MIDI-сообщений (как правило 5-50 тыс.), обусловленное небольшим объемом памяти. Программа же использует оперативную память компьютера, объем которой в современных машинах обычно не менее 8 Мбайт. Этого достаточно для хранения миллионов MIDI-событий. В-третьих, программа обладает более широкими возможностями по сравнению с аппаратурой - множество способов редактирования и представления информации, например в виде нотной записи. Аппаратная реализация таких "наворотов" - сложное и дорогое решение. Ну и последнее преимущество - легкость модернизации и замены устаревших версий новыми. Большинство фирм-производителей программного обеспечения продают новые версии обладателям старых с большой скидкой (разумеется, это правило распространяется только на тех, кто купил лицензионную версию программы).

Таким образом, у нас уже есть программа-секвенсор, звуковой модуль и MIDI-клавиатура, а значит, вы уже готовы писать инструментальные композиции и фонограммы к песням. Записывая с помощью секвенсора партию за партией, вы можете создавать довольно сложные музыкальные произведения, тем более, что работать с программой-секвенсором - одно удовольствие, но... Не слишком ли дорогой секвенсор у нас получился? Наш компьютер стоит, пожалуй, тысячи полторы долларов, не меньше. Да и хорошая программа "потянет" долларов на пятьсот. Секвенсор за две тысячи?! Дороговато!

Здесь я, пожалую, с вами соглашусь, хотя и с некоторыми оговорками. Мощность нашего компьютера заведомо избыточна для работы в качестве MIDI-секвенсора; обеспечить функционирование секвенсорной программы вполне способна старая машина с 386-м (или даже 286-м) процессором (кстати, в те времена, когда процессоры еще не обладали достаточной мощностью, первые персональные "музыкальные" компьютеры использовались именно в качестве секвенсоров). Сами процессоры типа 80286 и 80386, равно как и материнские платы для них, в настоящее время практически ничего не стоят, поэтому такие компьютеры можно сейчас купить за 200-500 долл. Выпускается множество недорогих программ-секвенсоров, которые при цене менее 100 долл. выполняют большинство необходимых функций, в том числе и нотную запись. В любом случае такая программа предпочтительнее аппаратного секвенсора. Кроме того, не следует забывать, что компьютер всегда можно использовать и для других целей (хотя бы для тех же компьютерных игр). Как видите, даже такой вариант имеет право на существование, если максимум, что вам нужно, - хороший секвенсор. Но я, конечно, не стал бы приобретать для нашей студии мощный современный компьютер, если бы предполагал использовать его только в качестве секвенсора.

Что же еще способен сделать для нас компьютер? Любой цифровой синтезатор на самом деле... компьютер специализированного назначения. Все операции, которые вы выполняете при помощи современного синтезатора - переключаете звуки, редактируете пресеты, просто играете, осуществляются благодаря специальной управляющей программе (операционной системы), "зашитой" в ПЗУ синтезатора. В еще большей степени компьютерами являются сэмплеры, так как их операционная система хранится не в ПЗУ, а на дискете или жестком диске, как у любого компьютера общего назначения. Операционные системы сэмплеров - довольно сложные программы, многие из них имеют даже графический пользовательский интерфейс. Совершенствуя ОС, производители сэмплеров добавляют в свои инструменты новые функции (например, тот же секвенсор), не изменяя аппаратную часть. Принимая во внимание вышесказанное, можно предположить, что технически вполне реально разделить звукогенерирующую и управляющую части синтезатора: первую смонтировать на компьютерной плате расширения, а вторую реализовать программно.

Но есть ли какие-либо преимущества у такого технического решения? Прежде всего, такая реализация синтезатора (или сэмплера) дешевле, так как создать управляющую программу на стандартном компьютере стандартными средствами разработки быстрее и легче. Для встроенного синтезатора не потребуется корпус, блок питания, индикатор и т. д. Кроме того, с компьютерной программой проще и удобнее работать. Синтезаторы в виде компьютерных плат существуют, хотя их не так много. Конкретно о них мы поговорим ниже, однако не могу удержаться, чтобы не привести пример: синтезаторы фирмы Yamaha, выполненные в виде отдельного звукового модуля, на 300 долл. дороже аналогичного синтезатора на компьютерной плате. Для настольной студии нашего уровня экономия весьма ощутимая.

Еще одна смелая мысль: если синтезатор есть компьютер, то верно обратное - компьютер может играть роль синтезатора! Пусть центральный процессор нашего компьютера сам делает все, что необходимо для синтеза звука, тогда не понадобятся какие-либо дополнительные платы, а базовый набор сэмплов можно хранить прямо в ОЗУ компьютера. Правда, без дополнительной аппаратуры вряд ли удастся обойтись: понадобится хотя бы цифро-аналоговый преобразователь - мы же должны услышать результат работы синтезатора! Но даже с учетом стоимости ЦАП программная реализация синтезатора значительно дешевле аппаратной. Варианты программной реализации синтезатора на базе стандартного персонального компьютера все же существуют (например, CyberSound на платформе Macintosh или WaveGuide, работающий под Windows). Однако сейчас очень трудно рассматривать такие решения, как серьезную альтернативу аппаратным синтезаторам. Причина проста: вычислительной мощности современных процессоров типа Pentium или PowerPC просто... не хватает для того, чтобы в реальном времени производить достаточно большой объем вычислений, необходимый для синтеза звука. Специализированные же микросхемы справляются с этой задачей куда лучше. Нельзя забывать также, что у центрального процессора и так достаточно дел, поскольку помимо программы-синтезатора на вашем компьютере выполняется (как минимум!) еще одна программа - операционная система. А ведь вам еще захочется параллельно работать и с программой-секвенсором! На практике вы сразу почувствуете временную задержку между моментом нажатия на клавишу и моментом воспроизведения звука. Вряд ли такая "игра" доставит вам удовольствие!

Есть ли будущее у технологии программного синтеза звука? Несомненно. С возрастанием мощности процессоров и совершенствованием алгоритмов программные синтезаторы будут выглядеть все более серьезно. Не последнюю роль в этом процессе может сыграть технология MMX фирмы Intel. Однако в настоящее время полностью программный синтезатор видимо не может претендовать на достойное место в нашей настольной (тем более в профессиональной) студии.

Ну вот, наш компьютер уже не "немой чемодан". Но вам вы до сих пор не имеете возможности записывать вокал и партии "живых" инструментов. Компьютер обеспечивает только работу с MIDI, а приобретение многоканального магнитофона явно превышает наш бюджет, даже с учетом 300 долл., которые мы можем сэкономить, заменив звуковой модуль на плату синтезатора. Конечно, мы можем позволить себе купить четырехканальную "портастудию", но это вряд ли хорошая идея. При том, что цена ее не так мала, мы лишимся возможности монтировать записи (какой монтаж на компакт-кассете!), потеряем качество (какое качество на компакт-кассете!), да и четыре канала... маловато будет! Недавно, правда, появились "портастудии" нового типа, использующие в качестве носителя не кассету, а цифровой мини-диск - изобретение Sony. Такие аппараты осуществляют запись звука в цифровом виде и имеют расширенные возможности по редактированию записей. Однако цена таких "портастудий" достаточно "серьезная" - более тысячи долларов, а качество явно "не дотягивает" до серьезного уровня (хотя и превосходит качество кассетной записи) из-за того, что звук записывается с применением сжатия данных. И опять-таки четыре канала... Еще один нюанс: в таких устройствах применяются не обычные носители MiniDisc Audio, а относительно дорогие (около 20 долл.) и малораспространенные компьютерные MiniDisc Data. Справедливости ради отметим, что по мере распространения технологии MiniDisc цена на носители будет, несомненно, снижаться. Кроме того, все "портастудии" имеют встроенные микшеры, что позволяет несколько по-иному взглянуть на их цену. И все-таки, идея купить ее, думаю, не найдет поддержки у нас в студии,тем более, что компьютер все еще не продемонстрировал нам всех своих достоинств...

Итак, нам не хватает возможности записи "живого" звука. Может ли компьютер помочь нам в этом? Представив звук в "родном" для компьютера цифровом виде, мы сможем записывать, хранить, обрабатывать и воспроизводить его с помощью нашего компьютера! Нам для этого понадобятся: во-первых, микросхема АЦП (аналого-цифрового преобразователя, или конвертора), осуществляющая превращение аналогового сигнала в цифровой код, который мы будем записывать в память компьютера; во-вторых, цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП), который преобразует этот код обратно в аналоговый звук и позволит прослушать запись. Оба конвертора монтируются на отдельную плату расширения, устанавливаемую в компьютер. Еще один вопрос: где хранить цифровую запись, учитывая, что одна минута стереозаписи "весит" 10 Мбайт? Очевидно, для хранения такого объема данных вполне подходит жесткий диск ("винчестер"). Современные диски могут хранить, в среднем, от 1 до 2 Гбайт информации; этого объема достаточно для хранения 100-200 минут аудиозаписи. Думаю, что на первое время этого нам хватит. Неплохо было бы также записывать звук непосредственно на жесткий диск, минуя ОЗУ, иначе размер записываемого файла (читайте, продолжительность отрезка аудиозаписи) будет ограничен размером ОЗУ. (Теперь вам понятно, почему для нашего компьютера я выбрал современный емкий и быстрый "винчестер"?) Плат расширения, реализующих необходимые нам функции, на рынке сколько угодно, все они позволяют вести запись прямо на диск, многие из них оборудованы конверторами профессионального качества с разрядностью 18 и даже 20 бит. Так что можно считать, что проблема записи живого звука нами в целом решена.

Таким образом, мы имеем: плату MIDI-интерфейс, плату-синтезатор и плату-оцифровщик звука. Первая ответственна за связь компьютера с внешними MIDI-устройствами, вторая - за озвучивание MIDI-команд, третья - за запись и воспроизведение "живого звука". Нам осталось ответить на вопрос: что получится, если все три устройства мы смонтируем "в одном флаконе"? Похоже, что вы уже догадались... Правильно, получится то, что мы называем звуковой платой.

Существует несметное количество моделей звуковых плат, но все они построены на принципе "три в одном". Я подчеркиваю это для того, чтобы вы уяснили, что звуковая плата на самом деле представляет собой совокупность трех устройств, интегрированных на одной печатной плате, - не более и не менее того. Все три устройства - MIDI, синтезатор, аудио, являются независимыми друг от друга, и о них надо думать как об отдельных сущностях. Это значит, например, что для синхронизации встроенного MIDI-устройства со встроенным же аудиоустройством следует применять те же "хитрости", что и для синхронизации с внешним устройством аудиозаписи (например с той же "портастудией"). Так что, если вы подумали, что проблемы взаимодействия миров MIDI и аудио закончились с интеграцией всех компонентов, я буду вынужден несколько разочаровать вас... Впрочем, наберитесь терпения - эти проблемы разрешимы, и мы подскажем вам решения, а терпение и труд, как известно... В общем, понятно.

Еще несколько замечаний, прежде, чем мы углубимся в изучение звуковых плат.

На этом мы заканчиваем наши теоретические рассуждения. Теперь вы достаточно "подкованы", чтобы вполне осознанно воспринять более конкретную информацию о том, как следует выбирать устройства и программы для оборудования "настольной музыкальной студии".

Рашид Ижаев