Запись гитары - идем напрямик.



    Итак, вы стоите с гитарой наперевес в домашней студии, напевая новую песню, которая сразит наповал всех ваших друзей и знакомых. Надо только подключить гитару и записать клевые риффы и убийственное соло... Остался один маленький вопрос - как это сделать?

    Существует два основных способа записи гитары: "снятие" комбика микрофоном и прямое подключение гитары к микшеру, входу звуковой карты и т.д. - у кого что есть в наличии. Классическим подходом к записи гитары считается запись гитарного комбика через микрофон. Ведь электрогитара - уникальный инструмент, звук которого воспроизводится только через динамики. Все остальные инструменты звучат самостоятельно, а электрогитара без усилителя мертва. Усилитель не только усиливает звук, он его создает. Так что домашняя стереосистема ни в коей мере не является его заменой, а выбор того или иного комбика во многом определяет именно ваш, уникальный звук. После того, как звук отстроен, его "снимают" микрофоном и вы получаете на записи именно то, что хотели.

    Однако, на практике все не так просто. Для того, чтобы получить хороший звук, нужны, очевидно, хорошая гитара, хороший комбик и хороший микрофон (лучше несколько хороших микрофонов). И каждый элемент этого списка стоит хороших денег. Возможно, что звук раздолбанного "усилка", снятый отечественным микрофоном "МД-85А"- это как раз то, что вам нужно, но, скорее всего, результаты вас разочаруют. Но даже в том случае, если все компоненты у вас есть, придется изрядно помучиться с расстановкой микрофонов, что является целой наукой.

    Кроме этого, существует еще ряд проблем. Первая - это шум. Любое оборудование шумит, и с этим ничего не поделаешь. Гитара гудит, комбик шипит, экранированные провода, соединяющие тщательно заземленную аппаратуру, каким-то неведомым образом умудряются настроиться на волну близлежащей радиостанции... И в тот момент, когда грандиозное соло уже было почти сыграно, кошка уронила шкаф, напрочь заглушив эффектное окончание. Но и это еще не все. Обычно для получения "того самого" звука комбик "перегружается" и работает на пределе. Вывернув регулятор громкости любимого 100-ватного усилителя в своей квартире, вы рискуете остаться без стекол, зато близко познакомитесь с соседями. Ох уж эти соседи! Что за привычка стучать по батарее в самые ответственные моменты! ("Я не понимаю, что вам не нравится - громкость была всего чуть-чуть за половину..."). Ну а если вы живете не в гордом одиночестве, а приступы вдохновения случаются по ночам - тут уж совсем тяжело приходится... Кроме этих бытовых аспектов существуют и другие. Обычное место записи для "домашнего" гитариста - квартира в панельном или кирпичном доме. При записи с микрофона в дело вступает реверберация, то есть помещение накладывает свой отпечаток на звук. Ее может быть больше или меньше в зависимости от расположения микрофонов, но она будет присутствовать всегда. Так вот, реверберация бетонных стен, обклеенных тонким слоем бумаги (так называемые "обои") достаточно резка и неприятна на слух. Хорошо, если это как раз то, что вам нужно, а если нет? Можно, конечно, навесить на стены и потолок специальные панели, как это делают в студиях, но это потребует капитальных вложений... В итоге мы имеем возможность получить "тот самый" натуральный звук и кучу препятствий на этом пути, которые легко обходятся в условиях профессиональной студии, но сильно отравляют жизнь дома. Именно поэтому гитаристы годами записывались и записываются "напрямую".

    Итак, вы смело втыкаете гитару во вход звуковой карты и... Что это за жалкие звуки?! Сначала давайте разберемся, что куда подключается. Дело в том, что оборудование может иметь высокое или низкое сопротивление (high impedance и low impedance). И ко входу надо подключать именно то, на что он рассчитан. Так как гитара является источником звука с высоким сопротивлением, то и подключать ее надо к тому входу, который рассчитан на такое сопротивление. При несоблюдении этого правила можно получить искаженный сигнал с высоким уровнем шума. Как же узнать, на какое сопротивление рассчитан тот или иной вход? Тут в более выигрышном положении находятся владельцы микшеров, на которых назначение входа или указано явно, или имеется возможность переключения high/low. Тем, кто используют звуковые карты, сложнее. Обычно на карте присутствует как минимум два входа: линейный и микрофонный. Дальше все зависит от карточки. Дело в том, что микрофоны могут обладать как высоким, так и низким сопротивлением, причем иногда предусмотрена возможность переключения этих режимов. При этом дешевые микрофоны обычно имеют высокое сопротивление, а дорогие тяготеют к низкому. Имеет смысл перебрать все варианты подключения гитары с целью выявить наилучший, благо их не так много. Наилучшим является вариант, при котором уровень сигнала достаточно велик, уровень шумов достаточно мал и звук не искажается. Если же вам не повезло, и при подключении к микрофонному входу звук гитары пропадает в море шумов, а при подключении к линейному просто ничего не слышно, то это тоже поправимо. Высокое сопротивление может быть преобразовано в низкое и наоборот без потери качества с помощью нехитрого прибора под названием direct box. Кроме того, различные "примочки" и гитарные процессоры тоже могут согласовывать сопротивление, причем даже в режиме обхода (bypass). Так что попробуйте подключится к звуковой плате через свою выключенную педаль и, возможно, вы будете приятно удивлены результатом.

    Ну что ж, все подключено правильно и вы начинаете играть. Но звук все равно далек от требуемого. В чем же дело? Тут самое время вспомнить, что большую роль в формировании звука играет комбик. Сама гитара, все примочки и процессоры рассчитаны на то, что в дальнейшем звук попадет в усилитель. А из нашей цепочки он исключен. На помощь приходят специальные устройства, которые называются "эмуляторами усилителя" ("cabinet emulator" или "speaker simulator"). Они изменяют звук так, как будто он был пропущен через усилитель и "снят" микрофоном. И хотя никакая электроника не заменит ревущий маршалловский стек, с помощью этих устройств можно получить весьма неплохие результаты. Обычно, вам дается возможность выбора типа усилителя. Некоторые устройства позволяют выбирать конкретную модель, скажем "Fender '59 Bassman"; другие ограничиваются некоторыми абстрактными классами типа "Solid State Clean". В любом случае вы можете переключиться с одного комбика на другой путем нажатия на несколько кнопок! Кроме того, обычно имеется доступ к параметрам, присутствующим на усилителе, таким как Drive/Gain, Treble, Middle, Bass и Reverb. Множество современных гитарных процессоров имеют встроенный эмулятор усилителя. Те, кто занимается звукозаписью на компьютере, могут попробовать программные аналоги таких устройств. В частности, в состав пакета FX2 фирмы Cakewalk входит DirectX плагин Amp Sim. Он позволяет эмулировать 8 типов усилителей, позволяет выбирать количество динамиков (от одного 10" до четырех 12"), а также менять некоторые другие параметры вплоть до расположения микрофона относительно комбика. Если же в вашем распоряжении нет эмулятора или результаты его работы вас не устраивают, то все равно можно получить приемлемый звук. Надо только осознать, что эмулятор - всего лишь техническое устройство, которое просто имитирует комбик на основании принципов его работы. Так что для того чтобы понять, как работает эмулятор, надо разобраться, что происходит со звуком в комбике. Во-первых, в отличие от, скажем, стереосистемы, гитарный усилитель обладает довольно узким диапазоном. Честно говоря, он "заваливает" частоты выше 8 КГц. Это происходит потому, что в комбиках используются широкополосные динамики, у которых всегда были проблемы с "верхами". Нельзя сказать, что это недостаток аппаратуры, ведь комбик предназначен не для воспроизведения музыки, а для создания звука. Так что для начала необходимо "отрезать" эквалайзером все, что выше 8 КГц. Кроме того, частотная характеристика усилителя ниже 8 КГц тоже далеко не линейна. Вообще, надо отметить, что эквалайзер способен поменять звук самым коренным образом, особенно звук перегруженной гитары. Так что если вам не нравиться ваш дисторшн - поиграйтесь с эквалайзером. Во-вторых, динамик - это электромеханическая система с движущийся катушкой и диффузором, которая в силу своей инертности не может в точности воспроизводить электрический сигнал. Результатом этого является некоторая компрессия исходного материала. Этот эффект можно смоделировать компрессором, настроенным на мягкое ограничение с коэффициентом порядка 6:1. В-третьих, поскольку в исходном сигнале присутствует много гармоник, то они "тянут" диффузор в разные стороны. В результате этого "соревнования" динамик воспроизводит некоторый усредненный сигнал, а мы слышим искажения. А если стиль игры требует, чтобы динамик "хрипел", то и искажения значительно более ощутимы. В моделировании этого эффекта поможет эксайтер, который добавит в сигнал кроссмодуляционые искажения. И, наконец, комбик всегда играет в каком-то помещении, и, следовательно, на записи будет присутствовать реверберация. Даже если усилитель снимается близко расположенным микрофоном, то реверберация все равно оказывает влияние на звук. Это влияние можно смоделировать при помощи ревербератора, настроенного на небольшую комнату. Все настройки, данные выше, являются стартовой точкой для начала поиска своего звука, так что не бойтесь экспериментировать. Обычно эмулятор усилителя дает лучший эффект, чем приведенная выше схема, но все-таки это значительно лучше, чем ничего. Если на вашем комбике присутствует линейный выход или выход на наушники, то вы можете получить лучшее из двух миров: и звук комбика, и все то, что дает прямая запись. Однако даже в этом случае вряд ли удастся обойтись без эмулятора усилителя. Итак, все подключено, звук отстроен... Раз - два, раз - два - три - четыре!

Антон Терехов,
anton@nmr.ru
В статье использованы материалы из журнала "Guitar Magazine" и "Guitar Nine Records".