ОТ "ТРАНЗИСТОРНОГО" ЗВУЧАНИЯ УСИЛИТЕЛЯ "ПРИБОЙ" К "ЛАМПОВОМУ"


От редакции: Предлагаемая переделка усилителя рассчитана на подготовленного радиолюбителя. Помните, что придется иметь дело с высоковольтными цепями, - берегите свою жизнь. Журнал "Аудио Магазин" не несет ответственности за последствия предпринятой переделки, хотя возможны консультации по вопросам, присланным почтой. Коммерческое использование нижеприведенной конструкции усилителя будет преследоваться по закону.

Если вы хотите иметь усилитель, который способен естественно передавать человеческий голос, звучание скрипки и рояля, вам следует снять со своего счета не менее 2 000 долларов и, воспользовавшись советами наставников из „Аудио Магазина", приобрести простенький „Manley" или „Audio Note". Другой путь - за 50 долларов купить на вещевом рынке ламповый усилитель „Прибой" и самому собрать из его деталей усилитель, качество звучания которого будет отвечать самым высоким вашим требованиям. Мысль сделать из „Прибоя" „хай-эндовый" усилитель пришла мне в голову год назад, когда в ближайшем продуктовом магазине среди бутылок с крепкими напитками и сладких парочек „Twix" я обнаружил сиротливо выглядывавший из темного угла „Прибой 50 УМ 204С". Стоил он всего 60 тысяч рублей, поэтому я купил его, можно сказать, не глядя, даже не проверив, в рабочем ли он состоянии. Первое, что я сделал, притащив этакую тяжесть домой, - вынул из него выходной трансформатор, после чего измерил его коэффициент трансформации и полосу пропускания. Результат показался мне обнадеживающим, поэтому, не теряя времени, я подключил извлеченные выходные трансформаторы к моему усилителю на лампах EL34 (в триодном включении) и стал внимательно слушать скрипичный концерт Паганини в исполнении И. Менухина. „Совсем не так плохо!" - сказал я себе наконец и недолго думая спустился за еще одним „Прибоем". Позже я посоветовал купить этот усилитель многим своим друзьям, а про себя поблагодарил Володю Старо-дубцева - автора первого отечественного лампового усилителя (первого после периода их забвения в 60-х годах) за подходящий выходной трансформатор, удобную для переделки конструкцию и умеренную даже для комплекта деталей цену. В этой статье я хочу предложить са-модельщикам собрать новый усилитель в основном из имеющихся в „Прибое 50 УМ 204С" деталей (включая выходные лампы) и таким образом реализовать часто обсуждаемое, но не всегда ощущаемое превосходство ламп над транзисторами. На что же следует обратить внимание для того, чтобы сделанный вами усилитель зазвучал как ламповый, а не как транзисторный? Перечислю основные моменты.

1. Электрическая схема усилителя должна быть предельно простой (простота легче всего оценивается по количеству использованных в усилителе элементов, паек и проводов).

2. Все электроэлементы, включая резисторы, конденсаторы, разъемы, соединительные провода (в том числе в источнике питания), а также припой должны быть тщательно отобраны и гармонизованы между собой по звуку.

3. Усилитель не должен содержать даже небольших по величине отрицательных обратных связей.

4. Выходное сопротивление усилителя по возможности должно быть активным, не зависящим от мгновенных значений сигнала и не должно превышать половины номинального сопротивления громкоговорителя (это требование выполняется только в усилителях с триодным выходом, работающих в классе А).

5. У каждого канала усилителя должен быть свой тщательно очищенный от пульсации и помех источник питания (следует обратить внимание на то, что требования к качеству источника питания усилителя на триодах на порядок выше соответствующих требований к источнику питания усилителя, выполненного на пентодах).

Не могу согласиться с мнением Питера Квортрупа, который считает, что только однотактные усилители - панацея от всех бед („AM" № 4 (5) 95, с. 40). Полагаю, что тщательно проработанный двухтактник, особенно в части фазоинвертора и его связей с выходными лампами, приведет вас в „двухтактный рай". Однако для того, чтобы убедиться в действительных преимуществах ламп перед транзисторами, вам придется пойти на некоторые жертвы, а именно: при включении выходных ламп 6РЗ-1 триодом и переводе усилителя в класс А вы потеряете примерно три четверти выходной мощности усилителя. Поэтому, несмотря на „мягкий" клиппинг при его перегрузках, лучше воздержаться от переделки „Прибоя", пока вы не убедитесь, что чувствительность ваших громкоговорителей не меньше, чем 90 дБ/Вт/м. В любом учебнике 50-х годов по усилителям можно прочесть, что КПД двухтактного усилителя на лампах не превышает в классе В на пентодах - 78% , в классе В на триодах - 35,5% , в классе А на триодах - 25%. К сожалению, даже эти значения из-за неидеальности анодных характеристик выходных ламп так и остаются недостижимыми. Поэтому, чтобы владельцы „Прибоя" не подумали, что их хотят лишить главного его достоинства - выходной мощности, остановлюсь подробно на расчете двухтактного выходного каскада, работающего в классе А на включенных триодом лампах 6РЗ-1.

Математические расчеты опускаются.

К счастью оказалось, что, комбинируя соединение обмоток выходного трансформатора „Прибоя", можно получить коэффициент трансформации, близкий к расчетному, и иметь оптимальное согласование выходных ламп с громкоговорителем. Действительно, если к 8-омному выходу трансформатора „Прибоя" подключить 4-омный громкоговоритель, его сопротивление преобразуется в значение R =1300 Ом, близкое к оптимальному. Аналогичный результат можно получить для 8-омного громкоговорителя, если подключить его к 4-омному выходу, а в каждом плече первичной обмотки трансформатора последовательные секции соединить параллельно. Теперь, когда вы перекоммутировали обмотки выходного трансформатора, сборка усилителя покажется совсем простой. Электрическая схема одного канала усилителя приведена на рис. 2. Хотя эту схему следует рассматривать как возврат к идеям 40-50-х годов, она все же воплощает в себе практически все представления о том, как можно использовать перевес ламп над транзисторами. Чтобы вы могли прочувствовать преимущества ламп в собираемом вами усилителе, необходимо сделать следующее. Обозначенные на рис. 2 жирными линиями выводы элементов нужно по возможности укоротить и соединить друг с другом и с остальными проводниками точно так, как показано на схеме. Проводники между точками А и Б, а также проводники, соединяющие усилитель с выходным трансформатором, должны быть подобраны на слух с особой тщательностью. Следует также обратить внимание на „звуковое качество" конденсаторов С2, СЗ и С4. Конденсаторы С5 и С6 могут быть типа „К50И-8". Хотя выходной трансформатор на электрической схеме выглядит абсолютно симметричным, тем не менее на качество звучания усилителя оказывает влияние выбор направления включения его первичной обмотки по отношению к анодам выходных ламп. Похожий эффект наблюдается тогда, когда меняется направление подключения вторичной обмотки к кабелю громкоговорителя. Вы, конечно, догадываетесь, что, при всей простоте схемы, перед вами открывается непростая возможность довести усилитель до „наивысшего конца". Однако вернемся к кусачкам и паяльнику. Чтобы иметь два изолированных источника постоянного напряжения 225 В, необходимо доработать выходной трансформатор. Обмотку с напряжением 192 В (выводы 1-4) и обмотку с напряжением 115 В (выводы 15-16) вам придется разъединить в месте соединения размещенных на разных катушках трансформатора секций. В результате этой операции вы получите две обмотки напряжением 96 В и две обмотки напряжением 57,5В. Затем на каждую катушку трансформатора намотайте еще по 30 витков (проводом типа МГТФ любого сечения) - и вы будете иметь дополнительно две обмотки по 11,5 В. Теперь соедините размещенные на одной катушке трансформатора обмотки последовательно (то же проделайте и на другой катушке): у вас появятся два изолированных источника переменного напряжения 165 В. Оба напряжения (см. схему на рис. 2) через выпрямительный мостик с емкостной нагрузкой и Г-образное звено фильтра преобразуются в два хорошо очищенных от пульсации золированных друг от друга постоянных напряжения 225 В. А теперь, когда вы внесли свой творческий вклад в конструкцию и, выполнив все мои рекомендации, собрали усилитель, включайте его в сеть. Перед включением поставьте на всякий случай рядом телевизор в режиме приема одного из каналов ДМВ, а вместо громкоговорителей нагрузите выходы усилителя эквивалентными по сопротивлению резисторами. Если после нажатия кнопки „сеть" у вас не погаснет свет, не исчезнет изображение с экрана телевизора (из-за ВЧ-возбуждения выходных ламп), то расслабьтесь и спокойно проверьте обозначенные в схеме (рис. 2) режимы. Удостоверившись в том, что режимы находятся в пределах ±5%, измерьте (если, конечно, есть желание) параметры усилителя. Собранный мною образец показал такие результаты:

priboi.jpg (41482 bytes)

Полоса воспроизводимых частот при сопротивлении нагрузки

4 Ом 6 Гц - 40 кГц

8 0м 15 Гц - 45кГц;

Макс. вых. мощность (К,=10%) 12 Вт;

Уровень фона и шума -95 дБА

Чувствительность 0,4 В

Входное сопротивление 0,5 МОм.

Покончив с объективными измерениями, можно приступить к прослушиванию усилителя. При обсуждении звучания усилителя я буду осторожен, так как не хочу навлечь на себя гнев читателей, после того как уже обещал им дорогу в „двухтактный рай". И все же надеюсь, что с первых же извлеченных с помощью усилителя звуков вы услышите, что бас стал более энергичным и лучше артикулированным, почувствуете плотность, теплоту и естественность звучания человеческого голоса, значительное расширение динамики. Однако основная работа начнется после первого включения усилителя. Сложнее всего, как мне кажется, получить тональный баланс, который достигается только в результате тщательной гармонизации звучания всех входящих в усилитель электроэлементов и проводов. Достижению баланса мешает ощущаемая в трансформаторе и в используемых лампах жестковатая окраска в районе средних частот. И все же вы не будете разочарованы - приобретенные усилителем достоинства звучания перевесят все его недостатки. В заключение хочу пожелать самодельщикам не бояться, что переделка усилителя окажется слишком сложной. Если вы способны обращаться с паяльником, то гуманитарного образования - как это успешно доказал Питер Квортруп - будет вполне достаточно, чтобы добиться успеха в начатом деле.

(c)А. Лихницкий

 АУДИО МАГАЗИН 1/1996